УДК 37.013.43 (045)
ББК 74.200.54
Коткина Татьяна Валерьевна
студентка факультета педагогического и художественного образования
ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический университет
имени М. Е. Евсевьева», г. Саранск, Россия,
tatyana.kotkina.00@mail.ru
Соколова Юлия Николаевна
старший преподаватель кафедры
художественного и музыкального образования
ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический университет
имени М. Е. Евсевьева», г. Саранск, Россия,
yu.n.sokolova@yandex.ru
Аннотация: В статье актуализируется важность эстетического воспитания младших школьников. Одним из результативных средств в данном контексте определяется театральное искусство.
Ключевые слова: эстетическое воспитание, младший школьник, театральное искусство.
Kotkina Tatyana Valerievna
student of the faculty of pedagogical and art education
Mordovian State Pedagogical University, Saransk, Russia,
tatyana.kotkina.00@mail.ru
Sokolova Yulia Nikolaevna
senior lecturer of department of art and music education
Mordovian State Pedagogical University, Saransk, Russia,
yu.n.sokolova@yandex.ru
AESTHETIC EDUCATION OF JUNIOR SCHOOLCHILDREN
BY MEANS OF THEATER ART
Annotation: The article actualizes the importance of aesthetic education of younger students. One of the effective means in this context is theatrical art.
Key words: aesthetic education, junior schoolchild, theatrical art.
В словарной литературе понятие «эстетическое воспитание» трактуется как «формирование и развитие эстетического отношения детей к действительности и к искусству, способность творить и сопереживать искусству и красоте» [1, с. 48].
С поступлением ребенка в школу создаются объективные условия для целенаправленного и массового приобщения детей к театру. В младшем школьном возрасте закладывается тот минимум театральных впечатлений, который в дальнейшем выступает фундаментом для эстетического развития и последующего систематического художественного образования.
Критериями отбора постановок для просмотра школьникам являются: соответствие особенностям детского восприятия; высокое качество спектакля; возможность включения зрелищного действия в учебно-воспитательную работу общеобразовательного учреждения по решению задачи эстетического развития детей данной возрастной категории [3].
Образовательная практика показывает, что организовывать коллективные просмотры театральных постановок следует один-два раза в четверть. К концу начальной школы обучающиеся должны познакомиться с различными видами театра и накопить впечатления от спектаклей разных жанров.
В репертуарном плане для младших школьников важное место принадлежит пьесам-сказкам, в основе которых заложено народное творчество, а также инсценировкам литературных или современных сказок. Однако, формируя театральный репертуар для обучающихся следует обратить внимание и на исторические спектакли, мюзиклы, веселые и в то же время поучительные комедии и водевили.
Эстетическое воздействие театра определяется непосредственным взаимодействием зала и сцены. Поэтому предварительная мобилизация у детей внимания, творческого воображения и эмоционального настроя очень значимо. Воспитательное влияние постановки на младших школьников напрямую зависит от их способности к соучастию, сопереживанию, содействию.
Предварительная работа к просмотру театрального действия может быть ориентирована на два направления деятельности. Во-первых, обучающихся необходимо подготовить к восприятию конкретного постановочного спектакля. Во-вторых, важно последовательно и систематично расширять детский кругозор и знания в области театрального искусства.
Одной из эффективных форм такой работы могут выступать познавательные беседы, где предлагаемые первоначальные сведения о данном виде искусства должны носить конкретный характер. Формы и виды подготовительной работы зависят от нравственного содержания постановки, его жанра, характера воплощения на сцене, а также состава конкретного класса и плана учебно-воспитательной работы. Центральной задачей в данном контексте выступает помощь обучающимся, которые еще не обладают существенным художественным опытом, в понимании предлагаемого постановочного содержания и сохранение целостности их восприятия.
Последующая работа играет не менее важную роль в эстетическом воспитании младших школьников путем постижения театрального искусства. Беседа продолжает здесь выступать основной формой работы. Она обеспечивает взаимообмен мыслями, эмоциональными ощущениями, выводами. В основе беседы лежит рассмотрение увиденного действия, раскрытие многогранности человеческих характеров в движении, некой борьбе. Ведь сила театрального искусства кроется в переходе от частного (единичного) к общему (целостному), что и выступает исходным методом в организации беседы с детьми.
В то же время каждому театральному жанру присущи свои особенности, что важно учитывать при проведении последующей работы. Обсуждая отдельные наиболее значимые сцены спектакля, образы главных героев, их поведение и поступки, обучающиеся осваивают идейно-художественное содержание увиденного и выразительные средства жанрового воплощения, оценивают различные компоненты театрального искусства.
Для подведения результата в образовательной практике возможно применение таких форм как детский рисунок или письменный отзыв. Рисунок позволяет осмыслить полученные эмоциональные впечатления в наглядно-образной форме. Основным критерием оценки творческих работ обучающихся служит способность в цвете передать характер и образ главных героев, идею и содержание спектакля. Письменные работы в виде отзыва приучают младших школьников к самостоятельным воззрениям, оценкам, закрепляя воспитательное эстетическое воздействие спектакля. Критериями оценки работ детей выступают нравственная оценка персонажей, понимание глубины содержания сценической постановки, способность к самостоятельным суждениям и обобщениям.
Эффективным методом является воссоздание элементов спектакля. Импровизация наиболее ярких и значимых сцен дает возможность не только мысленно, но и действенно «прожить» увиденное, сохраняя эмоциональность и непосредственность детского восприятия. Она обеспечивает занимательность и увлеченность проводимой беседе. Впечатления о театральном искусстве остаются глубоко в виде опыта, что накладывает глубокий отпечаток, что приводит к результативному эстетическому воспитанию младших школьников.
Таким образом, одним из эффективных средств эстетического воспитания младших школьников выступает театральное искусство, служащее основой для последующего художественного системного образования обучающихся.
Список использованных источников
- Конюхова, Е. Ю. Педагогическая диагностика и коррекция в воспитательном процессе : словарь терминов / Е. Ю. Конюхова. – Екатеринбург: Издательский дом «Ажур», 2014. – 64 с.
- Мамедова, И. М. Эстетическое воспитание младших школьников / И. М. Мамедова // Молодой ученый. – 2014. – № 2. – С. 790–792.
- Основы эстетического воспитания : пособие для учителя / Ю. Б. Алиев, Г. Т. Ардаширова, Л. П. Барышникова и др.; под ред. Н. А. Кушаева. – Москва : Просвещение, 1986. – 240 с.